Вторник, Октябрь 27, 2020
26 Дек 2016

Музыкальная форма период. Простая 2-х и 3-х частная формы. Видео урок

Во многих видах искусства  есть понятие «формы». В музыке, как во временном виде искусства, музыкальная форма произведения играет важную роль.

Форма – это своего рода конструкция музыкального  произведения, закономерность следования одной за другой частей, характер отношений между ними.

Музыкальные произведения очень отличаются по своему масштабу. Есть произведения, которые длятся всего несколько секунд, а есть произведения, которые звучат более часа. В связи с этим, музыкальные формы бывают простые и сложные. Для того, чтобы   определять и понимать музыкальные формы, надо научиться определять границы наименьшей музыкальной мысли.

Видео урок Музыкальная форма период

Наименьшей законченной музыкальной мыслью в музыке последних трех столетий является период. Если проводить параллель с литературой, то аналогичной наименьшей законченной мыслью в литературе является предложение, а в музыке это период.

Очень часто классический период состоит из двух частей, которые называются предложениями. Обратите внимание, что предложение в музыке не является законченной мыслью. Если второе предложение начинается так же,  как первое, то такой период называется периодом повторного строения.

Музыкальная форма период

А если второе предложение начинается не так как первое, то такой период называется периодом неповторного  строения. Если музыкальное произведение состоит только из одного периода, то такая форма называется одночастной.

Очень часто одночастная форма встречается в песнях.

Песни часто пишутся в куплетной форме, особенностью которой является то, что одна и та же мелодия повторяется несколько раз с разными словами.

И этой мелодией часто является период.

Большинству слушателей трудно запомнить  музыку с  одного раза, поэтому произведения,  написанные в одночастной форме, т.е. имеющие только одну тему, изложенную в форме периода,  часто написаны в форме   периода повторного строения. Внутренняя повторность этого периода ( повторность во втором предложении) позволяет лучше запомнить тему.

Когда тема не содержит внутренних повторений, то есть написана в форме периода неповторного строения, то она может повториться сразу за первым проведением, причем повторение может быть как точным, так и с небольшими изменениями.  В качестве примера можно вспомнить начальную тему «Рондо в турецком стиле» Моцарта, где тема повторяется без изменения.

А вот во 2-й части 8 сонаты Бетховена тема повторяется с небольшими изменениями ( мелодия звучит в более высоком регистре, немного меняется и сопровождение).

Повторение темы не всегда бывает полным, иногда, чаще всего в песнях, повторяется  только второе предложение периода. Нередко это повторение  имеет более высокую кульминацию. В качестве примера можно вспомнить куплет народной песни «Тонкая рябина», написанный  в форме периода, в котором 2-е предложение повторяется  дважды.

Период из 3-х предложений

Если произведение написано в одночастной форме, то есть  состоит только из периода, после  него может быть заключение. Это можно услышать в  «Утренней молитве» П.И.Чайковского  из Детского альбома, написанной в форме периода с заключением.

Вступление к периоду бывает редко. Если оно есть, то чаще всего оно представляет собой аккомпанемент к еще не начавшейся теме. В «Неаполитанской песенке» П.И. Чайковского из Детского альбома начало темы  предваряет очень короткое вступление.

Следующая  форма, с которой мы с вами познакомимся, будет простая двухчастная форма, которая может быть как формой самостоятельного произведения, так и частью более сложной формы. Первая часть в этой форме является периодом. Вторая часть вполне самостоятельная, но не сложнее периода. В простых формах большого контраста между частями нет, наоборот, между частями часто существует ясно слышимая связь , которая проявляется в общем ладе, тональности, фактуре.

Часто в конце второй части простой двухчастной формы повторяется одно из предложений 1-й части (чаще второе), т.е. вторая часть состоит из двух предложений, второе из которых повторяет одно из предложений первой части. Такая форма называется простой двухчастной  репризной  формой.

Но так бывает не всегда. Иногда вторая часть построена на новом тематическом материале. Такая форма называется простой двухчастной без репризы. В качестве примера можно вспомнить пьесу П.И. Чайковкого «Шарманщик поет» из Детского альбома.

Простая двухчастная форма может быть как формой отдельного сочинения, так и частью более крупной формы. Очень часто простая двухчастная форма встречается в песнях, куплет которых может быть написан как в простой двухчастной репризной форме, так  и в простой двухчастной форме без репризы.

Если вместо повторения одного предложения повторить первый период целиком, то получится другая форма – простая трехчастная репризная, в этой форме  первая и третья части одинаковые по размеру, в этом ее главное отличие от простой двухчастной репризной формы. Трехчастная  форма более уравновешена, более пропорциональна, чем двухчастная.

Благодаря этому отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений значительно чаще пишутся в этой форме. Если двухчастная форма чаще встречается в вокальной музыке, то трехчастная форма преимущественно характерна для инструментальной музыки.

Вторую часть в простой трехчастной форме называют серединой, и она не всегда по  размерам равна первой. Например, в 20 сонате Бетховена 1часть состоит из 8 тактов, а вторая – всего 4 такта.

Мы с вами познакомились с тремя музыкальными формами: одночастной, в которой тема излагается в форме периода; простой двухчастной и простой трехчастной. Проверьте как вы усвоили этот материал, ответив на вопросы теста в видео уроке.

 

видео уроки

Начинается работа скрипта Cron